Земства и просвещение


Земства и просвещение
   — Земства - органы местного самоуправления в России; созданы в 1864. Губернские и уездные управы действовали в 34, а к 1914 в 43 (из 60) губерниях. В сфере образования осн. направлением деятельности земств была подготовка учителей для начальных школ (организация учительских семинарий, летних курсов, учительских съездов и др.). В 1869-73 на средства земств осн. 12 учительских семинарий. С 1875 строго регламентировалась организация летних учительских курсов, а с 1885 запрещались учительские съезды. Курсы и съезды возобновились только в конце 90-х гг. (в 1897-1902 создано 60 курсов). Их организаторами были Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.П. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, И.Н. Ульянов и др. К началу 20 в. жалованье учителям начальных школ почти полностью выплачивалось земствами. Земские школы фактически руководились губернскими и уездными управами, по положению о народных училищах 1874 в училищный совет входили 2 представителя от земств. Земские школы отличались высоким уровнем преподавания.
   Создавались также профессиональные начальные учебные заведения - ремесленно-промышленные и учебно-показательные мастерские и сельскохозяйственные земские школы. В 1884- 1903 открыто 49 сельскохозяйственных школ с 3-годичным сроком обучения. К 1916 в ведении земств и на их содержании числилось 668 учебно-показательных мастерских и 24 показательных завода (отрасли кустарной промышленности и местные промыслы). Открывались также средние специальные учебные заведения (сельскохозяйственное, медицинское, ветеринарное, педагогическое). 26 губернских и 123 уездных земства ассигновывали средства на профессиональное образование (в 1910 - 3,1 млн. руб., или 13% всех отчислений). Наилучших результатов достигли Вятское, Полтавское, Московское, Пермское (в 1911 содержало 10 низших ремесленных школ, 11 учебных мастерских, 9 ремесленных отделений при начальных школах) земства. Известным было Владимирское земское ремесленное училище с 5-летним сроком обучения, возглавлявшееся Д.К. Советкиным. Земства осуществляли активную просветительскую деятельность: открывали воскресные школы, повторительные классы для взрослых, библиотеки-читальни, музеи кустарных промыслов и др. Опыт земских школ был использован в проекте организации всеобщего обучения (1908). В 1918 земские профессиональные учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса, частично ликвидированы за их "ремесленную направленность" или преобразованы в различные типы единой трудовой школы.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 96)
   Ч424(28)712

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Земства и просвещение" в других словарях:

  • ЗЕМСТВА И ПРОСВЕЩЕНИЕ — Земства органы местного самоуправления, созданные в Европ. России по Положению о земских учреждениях 1864. Губернские и уездные собрания и управы действовали в 34, а к 1914 в 43 губ. (из 60). Осн. сферой деятельности губернских земств с кон. 1860 …   Российская педагогическая энциклопедия

  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ — в СССР, популяризация санитарно оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Россия. Просвещение: Учебное дело — А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Церковно-приходские школы —     в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных …   Педагогический терминологический словарь

  • Начальное образование —     первая ступень общего образования, цель которой освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков учебной… …   Педагогический терминологический словарь

  • Съезды педагогические( и по народному образованию) —     В России С.п. были одной из важных форм общественно педагогического движения. Они способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Первые С.п. начали проводиться в 60 е гг …   Педагогический терминологический словарь

  • ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством Становление нач церк. школы как особой ветви нар. образования относится к первым десятилетиям 18 в Духовный регламент (1721). предписал учреждать всесословные уч ща при архиерейских домах …   Российская педагогическая энциклопедия

  • РОССИЯ, Российская Федерация — гос во в вост. части Европы и сев. части Азии. Пл. 17 075,4 тыс. км2. Нас. 148 179 тыс. чел. (1994). В составе Федерации 20 республик, 6 краёв, 50 областей, 2 города федерального значения, 1 авт. область, 10 авт. округов (о субъектах Федерации… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват.знаний, обеспечивающих развитие у него познават. способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков уч. деятельности. Усвоение мл.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Россия, Российская Федерация (история образования) —     Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва.    История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.